Система нормативных документов в строительстве
Территориальные строительные нормы Нижегородской области
АВТОСТОЯНКИ
Нормы проектирования
ТСН 31-306-97НН
ТСН 31-309-98 г. Нижнего Новгорода
Администрация Нижегородской области
Комитет архитектуры и градостроительства
Нижний Новгород
1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработаны комитетом архитектуры и градостроительства администрации Нижегородской области.
2. Внесены комитетом архитектуры и градостроительства администрации Нижегородской области.
3. Утверждены и введены в действие постановлением губернатора Нижегородской области от ____ № ____ .
4. Изданы с учетом постановления администрации Нижегородской области от 04.01.96 № 2.
ТСН 31-306-97НН
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
АВТОСТОЯНКИ. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дата введения 199
1. Область применения.
1.1. Настоящие нормы предназначены для применения органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления( предприятиями( организациями( учреждениями( специалистами( деятельность которых связана с проектированием( строительство и эксплуатацией объектов хранения автотранспорта( а также осуществлением государственного пожарного надзора( государственного экологического контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
1.2. Настоящие нормы являются обязательными для исполнения при размещении( проектировании( строительстве и реконструкции автостоянок независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности на территории Нижегородской области.
1.3. При размещении( проектировании( строительстве и реконструкции автостоянок( наряду с настоящими нормами( необходимо руководствоваться другими нормативными документами (СНиП( ведомственные нормативы( инструкции и т.д.)( указанными в п.2 настоящих ТСН и утвержденными в установленном порядке.
2. Нормативные ссылки
2.1. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
2.2. СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания».
2.3. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».
2.4. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
2.5. ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей».
2.6. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
2.7. СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления».
2.8. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».
2.9. СНиП 2.04.05-91* «Отопление( вентиляция и кондиционирование».
2.10. СаНПиН 2.1.4.027-95 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».
2.11. НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».
2.12. НПБ 110-96 «Перечень зданий( сооружений( помещений и оборудования( подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара».
2.13. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.10.97 № 255 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов Нижегородской области».
2.14. Закон РФ «О недрах».
3. Общие требования.
3.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование( строительство и эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых закрытых( открытых автостоянок и гаражей легкового автотранспорта.
3.2. Закрытые автостоянки( гаражи легковых автомобилей могут размещаться ниже( выше уровня земли( состоять из подземной и надземной частей( пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них( в том числе располагаться под этими зданиями в подземных( цокольных или первых подземных этажах( а также под жилыми домами при условии соблюдения всех требований действующих норм и правил.
3.3. Проектные решения( не предусмотренные настоящими нормами( допускается принимать с учетом научно-технического обоснования по согласованию с органами государственного надзора и контроля( действующими на территории Нижегородской области( и с заказчиком.
3.4. Термины и определения приведены в приложении 1.
3.5. При отмене действующих нормативных документов( на которые дается ссылка в настоящих нормах( следует руководствоваться нормами( которые введены взамен отмененным.
3.6. Хранение автомобилей в городах и населенных пунктах может быть временное (например у отдельных общественных зданий( учреждений( предприятий и офисов) и длительное.
Длительное (в том числе ночное) хранение автомобилей должно осуществляться преимущественно на территориях( близко расположенных к жилой застройке.
3.7. Кратковременная стоянка автотранспорта на муниципальной территории (территории общего пользования)( у тротуаров и на проезжей части дорог и площадей (в течение дня) производится организованно на местах( отведенных органами местного самоуправления на основании соответствующих распоряжений.
3.8. Городские гаражи и автостоянки отличаются по ряду признаков:
- по продолжительности хранения автомашин (длительное и краткосрочное);
- по количеству ярусов (одноярусные и многоярусные);
- по средствам перемещения автомобилей по вертикали (рамповые( лифтовые);
- по архитектурно-планировочному решению (отдельностоящие и встроенные);
- охраняемые и не охраняемые.
4. Градостроительные требования.
4.1. Размещение автостоянок на территории поселения и вне его осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией( в зависимости от потребности и возможности( обусловленной конкретными градостроительными условиями( с обеспечением требования к охране окружающей среды( СНиП 2.07.01-89* и настоящими нормами.
4.2. Размер (вместимость) автостоянок( их объемно-планировочное решение определяются архитектурно-планировочным заданием в зависимости от особенностей участка строительства( потребностей заказчика( СНиП 2.07.01-89*( настоящими нормами( характера застройки и регламентов( накладываемых на территорию градостроительной документацией.
4.3. Открытые стоянки для длительного хранения легковых автомобилей рекомендуется предусматривать из условий пешеходной доступности не более 800 м до границ жилой застройки.
4.4. На территории жилых районов и микрорайонов в городах Н.Новгород( Арзамас( Дзержинск следует предусматривать закрытые автостоянки для легковых автомобилей подземного типа из расчета не менее 25 машино-мест на 1 тыс. жителей.
Закрытые стоянки для легковых автомобилей( встроенные или пристроенные к жилым и общественным зданиям (за исключением школ( детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром) необходимо предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89* и СНиП 2.08.02-89*.
Допускается строительство наземно-подземных закрытых стоянок легковых автомобилей с последующей обсыпкой грунтом и использованием кровли для спортивных и хозяйственных площадок.
Размещение открытых и закрытых автостоянок не допускается в 1( 2( 3( поясах санитарно-защитных зон водозаборов хозяйственно-питьевого назначения в соответствии с СаНПиН 2.1.4.027-95. При условиях достаточной защищенности водоносного горизонта возможно размещение автостоянок в 3 поясе санитарной охраны в случае проведения мероприятий по защите водоносных горизонтов от проникновения с поверхности химического и бактериального загрязнения. Подобные случаи требуют обязательного согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического( водного( геолого-гидрологического( экологического надзора.
Размещение закрытых и открытых автостоянок запрещается в охранных зонах рек и водоемов.
4.5. Стоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью свыше 300 машино-мест следует размещать вне жилых районов( а свыше 500 машино-мест - на производственных и коммунально-складских территориях.
4.6. Автостоянки ведомственных автомобилей, легковых автомобилей специального назначения, грузовых автомобилей следует размещать на производственных территориях.
Норму земельных участков принимать по приложению 10 СНиП 2.07.01-89*.
4.7. Размер земельных участков стоянок легковых автомобилей следует принимать исходя из этажности, кв.м на одно машино-место:
для закрытых автостоянок: 1 этаж - 30
2 этаж - 20
3 этаж - 14
4 этаж - 12
5 этаж - 10
для открытых наземных автостоянок - 25
4.8. Минимальные расстояния от открытых стоянок до жилых домов, общественных зданий, а также до участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа следует принимать по таблице 1.
Таблица 1.
| | | | | |
Здания, до которых определяется расстояние |
Расстояние - м при числе легковых автомобилей |
|
10 и менее |
11-50 |
51-100 |
101-300 |
св. 300 |
Жилые дома |
15 |
20 |
30 |
40 |
60 |
в т.ч. торцы жилых домов без окон |
15 |
15 |
20 |
30 |
40 |
Общественные здания |
15 |
15 |
20 |
30 |
30 |
Общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения |
20 |
30 |
30 |
60 |
* |
Лечебные учреждения со стационаром |
30 |
60 |
* |
* |
* |
* расстояния определяются по согласованию с органами государственного санитарного надзора
Примечание:
1. Расстояние следует определять от окон жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до границ открытой стоянки или до стен закрытой автостоянки.
2. Расстояние от секционных жилых домов до автостоянок вместимостью 101-300 машин, размещаемых вдоль продольных фасадов, следует принимать не менее 50 метров.
3. Указанные в таблице 1 расстояния должны быть подтверждены расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
4.9. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок, расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов, других зданий и ширина зеленых насаждений принимается с учетом общего числа машино-мест на всех автостоянках.
4.10. Расстояние от окон зданий (кроме школ, детских дошкольных учреждений) до въезда в подземную автостоянку или выезда из нее должно быть не менее 15 м. Расстояние менее 15 м согласовывается с органами государственного санитарного надзора при подтверждении расчетом на не превышение концентрации загрязняющих веществ в атмосфере.
Расстояние от въездов или выездов подземных автостоянок до границ участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений следует принимать не менее 30 м.
4.11. Въезды на автостоянку и выезды из нее, их число, с односторонним или двухсторонним движением, их размещение по отношению к городским улицам, необходимость устройства площадки перед въездом на автостоянку определяются архитектурно-планировочным заданием и настоящими нормами.
При размещении на открытой автостоянке более 100 автомобилей с ее территории должно предусматриваться не менее двух выездов, которые одновременно могут использоваться как въезды.
4.12. Необходимость устройства ограждения территории автостоянки, ворот и контрольно-пропускного пункта определяется заданием на проектирование.
4.13. Транзитный проезд через территорию жилого квартала к автостоянке вместимостью более 50 машино-мест не допускается.
4.14. Размещение автостоянок в санитарно-защитных зонах промпредприятий и других объектов за счет площади, определенной согласно утвержденной градостроительной документации под озеленение, не допускается.
4.15. Расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей следует принимать не более (м):
- до входов в жилые дома - 100
- до пассажирских помещений вокзалов,
входов в места крупных учреждений торговли
и общественного питания - 150
- до прочих учреждений и предприятий
обслуживания населения и
административных зданий - 250
- до входов в парки, на выставки и стадионы - 400
Нормы расчета стоянок легковых автомобилей допускается принимать в соответствии с приложением 9 СНиП 2.07.01-89*.
4.16. Минимальные расстояния до въездов в закрытые автостоянки и выездов из них следует принимать (м):
- от перекрестков магистральных улиц - 50
- от улиц местного значения - 20
- от остановочных пунктов общественного
пассажирского транспорта -30
4.17. Решение о выделении земельного участка под размещение автостоянки и гаражей, согласно утвержденной градостроительной документации, принимает орган местного самоуправления.
При отсутствии утвержденной градостроительной документации земельный участок под размещение автостоянок и гаражей определяет орган местного самоуправления с привлечением государственных надзорных, контролирующих служб и природоохранных органов.
5. Объемно-планировочные и конструктивные решения.
5.1. При проектировании закрытых, открытых, наземных и подземных автостоянок следует обеспечивать архитектурное и композиционное решение всех сооружений с учетом градостроительных, климатических, ландшафтных условий района, характера окружающей застройки и выполнения требований архитектурно-планировочного задания.
5.2. Наземные автостоянки могут проектироваться не более 9 этажей, подземные - не более 5 подземных этажей. Увеличение этажности автостоянок допускается по согласованию с органами государственного пожарного надзора.
5.3. Высота помещений в местах проезда и хранения автомобилей на путях эвакуации людей должна быть не менее 2 м от пола до низа выступающих конструкций подвесного оборудования.
5.4. Параметры одного машино-места, пандусов (рампы), проездов на автостоянке определяются заданием на проектирование (или проектом) в зависимости от габаритов автомашин, для которых проектируется автостоянка, и их маневренности, а также с учетом технического оснащения (поворотные круги) и планировочного решения автостоянки.
5.5. Число машино-мест в пристраиваемых или встраиваемых автостоянках определяется заданием на проектирование по согласованию с органами государственного санитарного, пожарного надзора и экологического контроля.
Проектирование автостоянок под зданиями детских дошкольных учреждений, школ, детских домов, спальных корпусов домов-интернатов и стационаров лечебных учреждений не допускается.
5.6. Состав и площади помещений автостоянок, в том числе технического назначения, для обслуживающего персонала и техобслуживания определяются заданием на проектирование в зависимости от размеров автостоянок и особенностей их эксплуатации.
5.7. Здания и сооружения автостоянок относятся по функциональной пожарной опасности к классу Ф 5,2 и проектируются в соответствии с требованиями, изложенными в СНиП 21-01-97.
5.7. Здания и сооружения автостоянок относятся по функциональной пожарной опасности к классу Ф 5,2 и проектируются в соответствии с требованиями, изложенными в СНиП 21-01-97.
Определение категорий зданий и сооружений автостоянок по взрывопожарной и пожарной опасности производится в соответствии с НПБ 105-95.
5.8. Степень огнестойкости зданий и сооружений должна предусматриваться следующая:
подземная автостоянка - I (независимо от количества этажей); наземная автостоянка - III (при количестве этажей 1) и II (при количестве этажей 2 и более).
Предел огнестойкости перекрытий и стен, отделяющих автостоянку, встроенную в коттедж, блокированный жилой дом или пристроенную к ним, не нормируется.
5.9. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям и сооружениям, кроме указанных в разделе 4 табл. 1, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 согласно СНиП 21-01-97.
5.10. Несущие конструкции (стены, элементы каркаса) автостоянки, которые являются основанием расположенного под автостоянкой здания, должны иметь предел огнестойкости) не менее REI 150 согласно СНиП 21-01-97.
5.11. При размещении автостоянок под жилыми домами (в подземных или первых наземных этажах) жилые комнаты непосредственно над помещениями хранения автомобилей размещать не допускается, т.е. названные помещения необходимо разделять нежилым пространством (этажом).
Над проемами въездных (выездных) ворот встроенных автостоянок следует предусматривать козырьки согласно ВСН 01-89.
Указанные в настоящем пункте требования не распространяются на закрытые автостоянки коттеджей и блокированных жилых домов.
5.12. Автостоянки для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе (СПГ) и сжиженном нефтяном газе (СНГ), встраивать в здания другого назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается. Такие автостоянки следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89.
5.13. При автостоянках длительного хранения автомобилей, имеющих более 100 машино-мест, необходимо предусматривать мойку автомобилей с очистными сооружениями и оборотной системой водоснабжения, проектировать такие стоянки следует в соответствии со СНиП 2.04.03-85.
5.14. Здания (сооружения) автостоянок с подземной частью, заглубленной более чем на 2 этажа, следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.06.15-85.
5.15. Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе и механизированную) уборку.
Продольные и поперечные уклоны принимаются в проекте согласно технологическим требованиям. Покрытие рампы и пешеходных дорожек должно исключать скольжение.
5.16. Пути движения автомобилей внутри автостоянок, места парковок, а также въезды и выезды автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями, знаками, разметкой и т.п.
5.17 Знаки, указатели, разметка устанавливаются в соответствии с действующими нормами и правилами органами, осуществляющими надзорные функции: государственной автоинспекцией, госпожнадзором.
6. Инженерное обеспечение.
6.1. Инженерные системы и оборудование автостоянок следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89, другими действующими нормативными документами и настоящими нормами.
6.2. Необходимость оснащения автостоянки хозяйственно-питьевым, противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, отоплением, электроснабжением, необходимость устройства санитарных узлов определяется заданием на проектирование с учетом размеров автостоянки, режима ее эксплуатации, условий подключения к городским инженерным коммуникациям и в соответствии с настоящими правилами.
6.3. Инженерные системы автостоянок, встроенных в здания другого назначения, пристроенных к указанным зданиям, должны быть автономны от инженерных систем этих зданий, т.е. иметь самостоятельные узлы ввода и подключения к городским сетям и соответствующие самостоятельные разводки.
6.4. Инженерные системы автостоянок и оборудование, связанные с пожаротушением (водоснабжением, электроснабжением установок пожаротушения, сигнализации, эвакуационного освещения, оповещения, пожарного лифта, пожарных насосов, в том числе для откачки воды при пожаре, вентиляторов противодымной защиты), относятся к 1 категории надежности.
6.5. Автоматическое пожаротушение требуется предусматривать в зданиях и сооружениях автостоянок в соответствии со СНиП 2.04.09-84.
6.6. Автостоянки I и II степени огнестойкости, наземные одноэтажные площадью менее 7000 м2 и автостоянки IIIа степени огнестойкости площадью менее 3600 м2 оборудуются автоматической пожарной сигнализацией в соответствии со СНиП 2.04.09-84.
При определении необходимости защиты закрытых автостоянок установками обнаружения и тушения пожаров руководствоваться НПБ 110-96.
В одно- и двухэтажных автостоянках и стоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса автоматическую сигнализацию не предусматривать.
6.7. В одноэтажных автостоянках всех видов допускается устройство объединенных систем водоснабжения и автоматического пожаротушения.
6.8. Внутренний противопожарный водопровод автостоянок следует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85.
В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса противопожарный водопровод не предусматривать.
6.9. Отопление и вентиляцию автостоянок следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89, СНиП 2.04.05-91* и настоящими нормами.
6.10. В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть для каждого этажа и для технических помещений и помещений для хранения автомобилей в пределах этажа.
6.11. Вытяжные вентиляционные шахты автостоянок вместимостью 100 машино-мест и менее необходимо размещать на расстоянии не менее 30 м от многоквартирных жилых домов, участков детских дошкольных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов, стационаров лечебных учреждений. Вентиляционные отверстия указанных шахт должны предусматриваться не ниже 2 м над уровнем земли. При вместимости автостоянок более 10 машино-мест расстояние от вентиляционных шахт до указанных зданий и возвышение их над уровнем кровли сооружения определяются расчетом рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума на территории жилой застройки.
Шумопоглощение вентиляционного оборудования автостоянок, встроенных в жилые дома, должно рассчитываться с учетом работы в ночное время.
6.12. Противодымная защита автостоянок должна проектироваться согласно СНиП 2.04.05-91*.
6.13. Электротехнические устройства автостоянок должны проектироваться согласно требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ), ВСН 01-89 и настоящих норм.
6.14. Световые указатели должны включаться автоматически при срабатывании пожарной сигнализации.
6.15. Пожарную сигнализацию автостоянок необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.09-84 и настоящими нормами.
6.16. Автостоянки с подземной частью вместимостью более 100 машино-мест необходимо оборудовать системой оповещения и управления эвакуаций при пожаре (СОУЭ), в которую включаются: диспетчерский пульт управления; сеть громкоговорящих устройств и линий связи; световые указатели направления движения к выходам.
6.17. Автостоянки с механизированным устройством парковки автомобилей без участия водителей необходимо оборудовать дренчерными установками согласно СНиП 2.04.09-84.
6.18. Включение дренчерных секций должно быть как автоматическим так и ручным.
7. Приложение 1. Термины и определения.
Автостоянка - место для хранения транспортных средств.
Пандус, рампа - наклонная конструкция, предназначенная для въезда (выезда) автомобилей на разные уровни автостоянки. Рампа (пандус) может быть открытой, т.е. не имеющая полностью или частично стеновых ограждений или покрытие, а также закрытая, имеющая стены и покрытие, изолирующее рампу от внешней среды.
Блокированный жилой дом - здание квартирного типа, состоящее из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок.
Коттедж - одноквартирный жилой дом.
Подземный этаж - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
Цокольный этаж - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений. Цокольный этаж в настоящих нормах относится к подземному этажу.
|